Статья 3219

Название статьи

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 

Авторы

Голдина Анна Александровна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: anna3103@rambler.ru
Кузнецова Марина Владимировна, магистрант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: mrmrmmrr@yandex.ru 

Индекс УДК

657.6 

DOI

10.21685/2309-2874-2019-2-3 

Аннотация

Актуальность и цели. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности торговой организации во многом определяется рационально выстроенной системой внутреннего контроля. Внутренний контроль, как правило, определяется как совокупность элементов, методов и технологий, направленных на минимизацию различных видов рисков, связанных с деятельностью конкретной организации. Он является эффективным способом управления бизнес-процессами организации. Однако в настоящее время возможности внутреннего контроля реализуются не в полной мере. Это связано с отсутствием стандартизированного похода к вопросам формирования и внедрения в практику контрольно-аналитических процедур. Цель работы заключается в определении организационных и методических аспектов создания и функционирования системы внутреннего контроля в торговой организации.
Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством изучения нормативных документов, а также результатов исследования работ российских и зарубежных ученых-экономистов. Методологической основой являются классические общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение и классификация, а также сравнительный и системный анализ, многомерные методы анализа.
Результаты. Проведенное исследование позволило выявить существенные характеристики понятия «внутренний контроль», детализировать цели и задачи создания и функционирования системы внутреннего контроля, разработать карту базовых процедур для проведения внутреннего контроля торговой организации, а также определить основные элементы матрицы, отражающей соотношение рисков и контрольных процедур.
Выводы. Эффективность деятельности торговой организации во многом связано с реализацией контрольно-аналитических процедур, которые наилучшим образом реализуются в рамках системы внутреннего контроля. При этом данная система должна быть не только интегрирована в организационно-управленческую структуру организации, но формализована путем документального оформления и детализации всех элементов. 

Ключевые слова

система внутреннего контроля, контрольные процедуры, бизнес-процессы, риски хозяйственной деятельности 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. О бухгалтерском учете : Федер. закон № 402-ФЗ от 06.12.2011. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 25.08.2019).
2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности : утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21941/ (дата обращения: 25.08.2019).
3. Об аудиторской деятельности : Федер. закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения: 25.08.2019).
4. Андреев, В. Д. Система внутрихозяйственного контроля: основные понятия / В. Д. Андреев // Аудиторские ведомости. – 2004. – № 2 – С. 35–41.
5. Белов, Н. Г. Развитие внутреннего контроля в сельском хозяйстве / Н. Г. Белов // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. – 2011. – № 1 – С. 48–56.
6. Боцоева, К. А. Развитие внутрихозяйственного контроля в системе управления сельским хозяйством / К. А. Боцоева, Б. Н. Хосиев. – Владикавказ : Изд-во Гор. гос. аграр. ун-та, 2012. – 160 с.
7. Парамонова, Л. Типология и модели организации внутреннего контроля экономического субъекта / Л. Парамонова // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2012. – № 2. – С. 75.
8. Пу гачев, В. В. Внутренний аудит и контроль. Организация внутреннего аудита в условиях экономического кризиса / В. В. Пугачев. – Москва : Дело и сервис, 2010. – 224 с.
9. Robertson, D. Audit / D. Robertson. – Moscow : KPMG, Auditorfirm “Contact”, 1993. – 496 p. 

 

Дата создания: 18.12.2019 15:35
Дата обновления: 06.03.2020 08:07